Предназначение коврика для мыши состоит в повышении удобства работы с манипулятором. Исторически первоначальной функцией было улучшение сцепления с поверхностью шарика манипулятора при одновременной нормализации скольжения «лапок». Хотя тогда особо на этом не заострялись, и зачастую коврик выполнял просто роль декоративного украшения офисного стола (домашних компьютеров ещё десять лет назад было очень-очень мало).
А ещё он служил неким «островком чистоты», что было также немаловажно, поскольку мелкий мусор и пыль, а также, особенно, частички текстильных и шерстяных волокон собирались на шарик и наматывались на валики, которые он приводил во вращение. Чистка мыши хотя бы раз в месяц в те времена была обязательной процедурой и заключалась в основном в удалении с валиков намотавшегося хлама. Ковёр содержать в чистоте намного проще, чем стол, и поэтому чистить саму мышку можно было пореже.
При актуальных тогда разрешениях монитора и чувствительности мыши особых требований к манипуляторам никто не предъявлял, и различались они в основном формой, да и то не сильно. Ковры же были текстильные, пластиковые и резиновые, но различались в основном тем, что на них нарисовано. По большому счёту, выбор материала также определялся в основном личными предпочтениями и на работу манипулятора практически значимого влияния не оказывал.
В следующем году будет десять лет с тех пор, как поменялись сразу два компонента мыши. Во-первых, появились массовые оптические сенсоры первого поколения. А во-вторых, и производители, и потребители стали обращать внимание на характеристики скольжения лапок мыши по столу. Связано это снова с двумя моментами. Шариковая мышь представляет собой некую лёгкую в целом конструкцию, играющую роль «девочки на шаре». Т.е. вся механика передвижения определяется в основном движением шара и качеством его сопряжения с мышью через подвижные ролики. Таким образом, при перемещениях днище может «парить» над поверхностью, и лапки не играют большой роли в процессе. И, во-вторых, точность и скорость перемещения была потребна весьма небольшая, а связано это было с тем, что игрушки тех времён были не так требовательны к этим параметрам.
Хотя пару мышей мы со товарищи при прохождении незабываемой Dune II об стену и разбили, но связано это было в основном как раз с низкой скоростью их перемещения, а не с низкой точностью попадания в точку. Ибо разрешения 800 х 600 было достаточно практически для всего.
И вот тут появляются в 1999 году на сцене оптические мыши, и уже не только Quake II, но и даже Unreal с его фантастической графикой. Сразу стало понятно, что высокие разрешения на небольшом мониторе – это не только мелкие буковки… И вот как раз тогда постепенно появилось понимание, что простой мышки для игры хватает не всегда, и захотелось большего. Впрочем, сегодня не про мышей идёт речь.
Просто чтобы закончить мысль отмечу – в отличии от шарика оптическая система позиционирования курсора работает не одинаково на разных поверхностях. Сейчас эта мысль не кажется новой, но при их появлении форумы просто кричали: «Какой же коврик лучше всего для оптики???». Однозначного ответа нет до сих пор. Но не потому, что все коврики одинаково хороши, просто качество сенсоров повысилось. А изначально ответа не было потому, что все коврики были недостаточно хороши для сенсоров первого поколения, но виноваты были не ковры.
Здесь же считаю уместным упомянуть о «поколении номер ноль», о предтечах оптических мышей. Их сенсоры работали только на специальной поверхности коврика в очень мелкую клеточку, и он был столь же неотъемлемой частью мыши, как и перо – часть планшета. И позиционировались они туда же, куда и планшеты – для дизайнеров и художников. Это вторая (не по значению, а по массовости) область человеческого взаимодействия с компьютером, в которой максимально точный и удобный инструмент перемещения курсора имеет огромное значение. Первая – игры. Собственно, вокруг них и строится бизнес Razer, ковры которой мы сегодня рассмотрим.
Все коврики приехали сразу и тестировались параллельно. Это толстенькие тканево-резиновые Mantis в вариантах Speed и Control, алюминиевый ExactMat с двусторонним полимерным покрытием и новенький Destructor. Ещё более свежий Goliathus до наших краёв пока ещё не добрался. По изучению его описания могу с большой долей достоверности предположить, что он является «новой-улучшенной» версией Mantis и призван заменить их в ассортименте компании. Также тканево-микропористый, также два варианта покрытия. Только ввели ещё деление по размерам, самый большой – такой же, как Mantis, остальные меньше. В дальнейшем рассмотрим и эту серию.
Для начала встретим по одёжке, а потом рассмотрим, для чего каждый из них предназначен и как справляется со своими обязанностями.
Razer Mantis (Speed & Control)
Здоровенный прямоугольный ковёр из толстой и мягкой микропористой резины. Размеры 444 x 355 x 4,3 мм. Нижняя поверхность не скользит практически по любому столу, верхняя покрыта тканью, разной для двух вариантов и по фактуре, и по рисунку. Цвет в духе Razer чёрно-зелёный, рисунок сдобрен логотипами. Выглядит «круто», но слегка аляповато. Поставляется в большой тубе типа тех, в которых носят чертежи, но поменьше, украшенной рекламными надписями.
Razer ExactMat
Средних размеров «ковёр» из достаточно толстого литого анодированного алюминия. Форма «фирменная», размеры 330 х 265 х 2,5 мм (габаритные). Край 5 мм оставлен металлическим, остальная поверхность покрыта пластиком с обеих сторон, фактура разная. По углам наклеены ножки из резины. Поверхность держит хорошо, но не так цепко, как Mantis. На полностью чёрном фоне небольшие надписи, кроме названия и логотипа идентифицирующие тип поверхности: Speed и Control. Смотрится на мой вкус так, что лучше и не придумаешь.
Поставляется в прозрачном пластиковом блистере, упакованном в картонный супер с рекламными надписями, в комплекте идёт подставка под запястье с гелевым наполнителем. Вещь совершенно необходимая с этим ковриком – от контакта с алюминием рука мёрзнет даже в достаточно тёплую погоду, а вот при расположении запястья на валике соприкосновение руки непосредственно с ковром сводится к минимуму. Подставка снабжена большой резиновой подкладкой под ковёр, а форма её полностью соответствует форме одной из его сторон, так что подходят они друг к другу как ключ к замку. Кстати, по этой подкладке ковёр не скользит совершенно, фиксируется на столе намного лучше, чем без неё.
В качестве опций отдельно можно закупить для ExactMat неопреновый чехол для таскания его по местам боевой славы и новую гелевую подушечку. Потому что всем известно, что такой подушечки, из которой со временем не начинает сочиться гадкая липкая грязь, ещё не придумали. Чехол также необходим странствующим стрелкам, есть сильное подозрение, что при ударе о твёрдую поверхность коврик может погнуться или поцарапаться, а покрытие – отвалиться.
В серии Pro|Solution под простым и незамысловатым именем Pro|Pad совершенно такой же коврик доступен в белом цветовом варианте.
Ну, типа, не для игроков, а для поклонников Mac и другой гламурной публики. По описанию на сайте похоже, что его обделили при комплектации гелевым валиком.
Razer Destructor
Новая модель, по характеристикам ближе всего к традиционному пониманию ковра. Форма и размеры как у ExactMat, но тоньше, 2,3 мм. А за счёт отсутствия ножек ещё ниже. На срезе отчётливо трёхслойный. Нижняя часть полностью такая же резина, как у Mantis, так же чётко фиксируется на столе. Вторая половина пластиковая, и на самом верху тонкое пластиковое же покрытие. Вариантов нет, только Speed. Так его производитель не позиционирует, но по всем ощущениям это близнецы-братья. Полностью чёрен, логотип и название чёрным по чёрному. Внешний вид строгий, даже деловой скорее.
Поставляется в текстильной папке на молнии, при желании в неё можно положить листов 200-300 формата А4. Но там находится резиновое ложе-обрамление по форме ковра. Заключена в картонный супер с рекламными надписями, валика для запястья в комплекте нет, хотя вырез под него присутствует и сочетаются они гармонично. Так что отдельный для ExactMat вполне подойдёт и для этого коврика. Зато в комплекте есть сертификат подлинности и небольшой каталожек продукции фирмы. Может вместе с другими коврами до меня они не дошли потому, что потерялись по дороге?
Покрытие
Ну вот и обрались до описания собственно поверхности изделий. Control - поверхность жёсткая и шершавая, с отличными абразивными свойствами. Я раньше не мог понять – как это люди «стаптывают» тефлоновые лапки, но вот знакомство с Control поставило всё на свои места. Чётко позиционируется для «лоусенсиков», т.е. тех людей, кто выставляет низкую чувствительность курсора к скорости перемещения манипулятора. Это приводит к тому, что мышка жёстко фиксируется в ладони, а движение рукой происходит от локтя с большой амплитудой. Поскольку сила такого движения велика, то и особой скользкости поверхности не требуется. Наоборот, она только мешает. Поэтому как раз и нужен контроль, т.е. достаточно большое и равномерное сопротивление перемещению – для его точности.
Также очень важно уравнять сопротивление в движении и сопротивление началу движения из состояния покоя – для однообразных и предсказуемых ощущений от этих действий. Это даёт одинаковую точность стрельбы из любого положения. Впрочем, это справедливо и для Speed.
У Mantis Control покрытие из ткани крупного плетения, с отчётливыми регулярными бугорками на поверхности. Мне оно очень понравилось в качестве подкладки под голый локоть, если рубашка с коротким рукавом. Несколько напоминает грубый лён, хотя, конечно же, синтетическое, и сетка регулярная.
У ExactMat сторона Control пластиковая, шершавость более мелкая, но по ощущениям от движения мыши похожая. Хотя немного отличается.
Speed - это покрытие наоборот, гладкое и шелковистое. Хотя, скорее, похоже на тонкий сатин по тактильным ощущениям. Позиционируется для тех, кто, как и я, выставляют высокую чувствительность мыши к движению. Когда на пробег по диагонали экрана курсором приходится смещение мыши на два-три, вернее не более пяти сантиметров. При использовании валика хват получается вообще только кончиками пальцев, рука лежит на основании ладони, а пальцы опираются на мышь. Для активной работы и игр такое положение не подходит, а вот для ленивой прокрутки текстов – в самый раз.
Mantis Speed – синтетическая «сатиновая» ткань, ExactMat – похожий пластик, а у Destructor он немножко другой. Подбирать то, что наилучшим образом подходит именно для вашего стиля работы, лучше в личном контакте. Однако особой разницы при эксплуатации параллельно всех трёх ковров в течении более чем месяца я между ними не заметил. Скорее для руки разница, чем для ножек мыши.
Подводя общий итог «скользкости для лапок» скажу, что всё реализовано прекрасно, но в рамках определённой концепции. Она заключается в том, что максимальной лёгкостью скольжения жертвуют ради уравнивания сопротивления движущейся и стоящей мыши.
Другие приятности
Эстетическая составляющая у продукции Razer всегда была на высоте, ковры не исключение, на любой вкус можно подобрать. Вполне возможно, что даже и пожертвовав другими характеристиками, настолько приятен ExactMat на вид.
Итого
Очень много чего хотел написать, но выводов как таковых делать не стану, как-то не сложилось у меня систематизировать достоинства и недостатки в привычный список. Просто ещё раз чётко скажу, что в ковриках Razer каждый может найти что то своё.
Автор: Сергей Шашлов
|