Киберспорт – это постоянно меняющаяся ниша в индустрии видеоигр. Когда новые игроки, игры, турниры и фанаты появляются и исчезают так часто, то сложно повернуть такую изменчивую субстанцию в одном направлении. Учитывая огромное количество проблем, от которых страдает киберспорт, а также то, что никто эти проблемы не решает, вообще удивительно, как киберспорт еще держится на плаву.
Кажется, что одни и те же проблемы одолевают эту сферу с самого ее начала и мешают ее развитию. Команды не делятся опытом, игроки, команды, компании и фанаты не развиваются постепенно, не существует профсоюзов или комитетов по киберспорту, ни один орган управления не занимается курированием турниров, и никто не понимает, что киберспорт – это нишевая индустрия, которая состоит из тысяч более мелких ниш. Учитывая все это, странно, что киберспорт еще существует.
Кажется, что команды мечтают о монополии в своей сфере и не понимают, что для того, чтобы они смогли выжить, выжить должны и их соперники. Конкуренция между командами стала уже нездоровой: вместо команд, борющихся за победу на турнире, появились команды, борющиеся за спонсоров. Возникает вопрос: зачем вы пытаетесь уничтожить самих себя? Киберспорт построен на конкуренции, это факт, но вам выгодно, чтобы эта конкуренция продолжалась как можно дольше. Пытаться обойти конкурента тем, что у тебя круче сайт или богаче спонсор – это просто абсурдно. Если в вашей области киберспорта не будет других команд, то и вас тоже не будет. В киберспорте нет такого понятия, как превосходство одной команды.
Если бы существовал союз, который работал бы с такими проблемами, то команды, спонсоры и виды киберспорта приходили бы и уходили. Ничего не мешало бы одной организации нападать на другую. Подобный союз, который рассматривал бы интересы команд, фанатов, отдельных игроков и спонсоров и разбирался бы в каждой ситуации, сделал бы многое для того, чтобы улучшить жизнь в киберспорте. Таким образом проблемы бы решались к всеобщему удовлетворению.
Прежде всего, не существует органа управления, который бы говорил, что хорошо, а что плохо. Такой орган должен отличаться от союза, потому что союз – это, скорее, сообщество всех команд/игроков/спонсоров/болельщиков, проблемы которых союз представлял бы органу управления, который был бы ответственен за торги, организацию мероприятий, определение про статуса и размера денежного вознаграждения/заработных плат – в общем, занимался бы теми делами, которые сейчас каждый улаживает как хочет. Киберспорт – это сфера, в которой нет никаких правил или ограничений, поэтому каждый может делать все, что ему вздумается. Как вы могли заметить, такая модель не работает слишком эффективно.
Развитие киберспорта изначально зависело от нескольких ключевых действующих лиц, а остальные просто потянулись за ними. Такое отношение оставляет многих болельщиков, игроков, компании и спонсоров не в лучшем положении. Сегодня команды все чаще относятся к игрокам как к наемникам – их нанимают на несколько турниров, но если они требуют высокой зарплаты или просто начинают играть хуже, от них избавляются. Очень редко игроков учат, как вести себя вне игры – как «продавать» себя, как общаться с прессой, например, давать интервью, комментировать статьи, вести блоги и так далее. Игроки верят, что для успешного развития карьеры им нужно всего-то хорошо играть. К сожалению, это не так.
Многие команды остались за бортом – лишь немногие прошли испытание временем. Принцип современных молодых менеджеров – «деньги решают все», а это, конечно же, неправильный подход. Команду нельзя построить, просто купив за пару сотен тысяч долларов талантливый состав и качественный сайт, заплатив из этих же денег за участие в турнирах и поездки, и выдав зарплаты команде. Команды должны четко разработать состав игроков, свое портфолио и свой бизнес-план. Менеджеры должны научиться ставить интересы игроков на первое место, проводить маркетинг командного бренда, а также рекламировать самих игроков. Не говоря уже о том, чтобы заботиться о нуждах команды, а не только о желаниях игроков. Команды должны управлять своими игроками, не подчиняться любому их капризу. Это так же важно для правильного маркетинга, как и хорошая игра.
Помимо команд и игроков есть еще болельщики. Те, кто не вырос вместе с киберспортом, но хочет узнать о нем побольше, зачастую не может. Для новичков нет почти никаких способов узнать что-то о киберспорте. Нет инструкций, рассказывающих об основах игр, нет ресурсной базы, в которой бы объяснялись основные термины, рассказывалось бы о командах, играх, правилах, соревнованиях. Каким образом человек, которых хочет заняться киберспортом, узнает, как это сделать? Просто присоединится к одному из сообществ? А как долго формировались сообщества игр, которые существую сейчас? Неужели кто-то верит, что новички смогут сразу войти в курс дела без помощи со стороны «экспертов»?
Кроме того, нельзя не упомянуть компании. Как мы знаем, киберспорт живет, пока его поддерживают деньги спонсоров, и без этого на данный момент нельзя обойтись. Каким образом новые компании, заинтересованные в том, чтобы присоединиться к нашей милой маленькой сфере бизнеса, смогут выяснить все плюсы и минусы маркетинга в этой сфере, если те же люди, которым спонсорство необходимо, одновременно ему препятствуют? Если единственный пример маркетинга, который увидит такая компания – это команда, изо всех сил стремящаяся получить спонсорские деньги, какое впечатление компания получит обо всем киберспорте?
Так как киберспорт – это нишевая индустрия, состоящая из множества мелких ниш, то эта сфера представляет уникальные возможности для спонсоров. Они могут достичь клиентов любой национальности и с любым доходом. Вне киберспорта немного возможностей реализовать свою рекламу настолько успешно и с настолько низкими затратами.
Если эти проблемы не будут решены, киберспорт так и останется в бесконечном падении, так никогда и не стает мейнстримом. Команды и спонсоры будут приходить и уходить, сфера никогда не станет более серьезной, а события в мире киберспорта будут происходить без всякого контроля, позволяя людям делать все, что они захотят – и хорошее, и плохое.
Киберспорт – это уникальная индустрия, которая предлагает множество выгод ее игрокам и потенциальным участникам. Как и любая начинающая индустрия, киберспорт испытывает проблемы, проблемы, которые, несомненно, повлияют на ее будущее. На энтузиастах движения лежит ответственность за решение тех проблем, которые теперь приносят вред индустрии, которую мы же и создали. Иначе когда-нибудь нашей индустрии просто не станет.
Автор: Cameron Carson @ fnatic.com
|