Число М и его применение в турнирной игре
Турнирные игры отличаются от кэша постоянно растущими блайндами. Хороший игрок при этом меняет свою стратегию в зависимости от своего положения по фишкам и текущего состояния блайндов и анте. Также меняется и его оценка покерных рук и комбинаций.
Умение варьировать свою игру таким образом – самый ценный навык игрока многостоловых турниров. Если вы начинаете правильно менять стратегию в зависимости от положения по фишкам, то вы уже можете рассчитывать на успех, поскольку это дает вам большое преимущество над средним игроком.
Главное - всегда держать в уме число М, равное отношению вашего текущего стека к сумме блайндов и анте за столом. Число М показывает, сколько кругов вы можете находится в игре до тех пор, пока блайнды и анте не поглотят все ваши фишки. Если число М достаточно велико – вам комфортно, и вы можете играть, тщательно выбирая стартовые комбинации и стиль игры. Если же оно мало - ваша игра должна быть более свободной и агрессивной, поскольку, если вы не предпримете решительных действий, ваши фишки вскоре бесславно закончатся.
Как рассчитывать число М При стеке 1500 и блайндах 10/20, ваше число М = 1500 / (10+20) = 50.
При стеке 10 000, блайндах 2000/1000 и анте 200, если за столом 10 человек - ваше число М = 10 000 / (200*10 + 2000 + 1000) = 2.
Рассчитать число М при игре в интернете не сложно. Во-первых, у вас всегда под рукой калькулятор, а во-вторых, перед раздачей карт вы всегда видите размер стартового банка. Вам достаточно только делить собственный стек на размер начального банка, и вы будете всегда знать свое число М.
Иногда также важно рассчитывать (хотя бы примерно) число М ваших соперников за столом, а так же среднее число М турнира (на основе данных о среднем стеке, которые всегда видны в интернет-турнирах).
Существует также понятие о дисконтировании числа М, при котором учитывается длина стола. Если турнир подразумевает по 10 человек на стол, но вы сидите за финальным столом, и осталось всего 6 игроков, то для вычисления дисконтированного значения числа М нужно умножить обычное число М на 6/10. Т.е., если ваше М=40, но за столом 6 человек из 10, то ваше М можно считать равным 40 * 6/10 = 24. На коротких столах на один круг приходится меньше раздач, и вам нужно численно корректировать свой комфорт, диапазон стартовых рук, оценки комбинаций и т.д.
Зональная система Существует пять возможных зон в зависимости от числа M - зеленая, желтая, оранжевая, красная и мертвая.
При М более 20 вы находитесь в самой комфортной зоне – зеленой. Можно играть спокойно, ждать подходящих ситуаций, не торопиться вступать в бой с любыми двумя картами. У вас достаточно фишек, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно. Вы можете играть в любом стиле, и любой стиль может быть выгодным для вас.
При М от 10 до 20 вы находитесь в желтой зоне. Здесь вы уже не можете играть в любом стиле. Блайнды растут, и если вы не будете вступать в игру - ваш стек будет таять на глазах. Консервативная игра уже не столь выгодна, а для тщательного подбора стартовых рук нет времени.
При М между 5 и 10 вы в оранжевой зоне. Игра должна стать еще более агрессивной. Ваша единственная цель – удвоиться и только удвоиться. Во многих ситуациях верное решение - олл-ин до флопа, который редко будет правильным в более комфортных зонах.
Если вы пересекли границу в M=5, то через 5 или менее кругов, если вы не вступите в игру, ваши фишки закончатся. Вы в красной зоне. В этой ситуации у вас уже нет арсенала ходов, вы не можете сделать ничего, кроме олл-ин. Все, что вы можете – выбрать нужную ситуацию и отправить все свои фишки в борьбу за банк.
При M=1 или меньше вы в мертвой зоне. Ваше участие в турнире формально. Вы поставите все фишки, и уже нет шансов, что вам не ответят. Поэтому вы быстро вылетите из турнира, если вам чудесным образом не повезёт.
Варьирование игры в зависимости от числа М Для каждой из формальных зон рекомендуется использовать разную стратегию. Лучше всего, если вы самостоятельно поймете особенности каждой из зон и со временем выработаете собственный стиль игры для каждой из них.
Ни одна покерная задача не может быть решена без знания числа М. Если у спрашивают – правильно ли отвечать на ставку в 10 000 фишек с ajs, вы не сможете дать обоснованный ответ. Вы должны знать число М игрока, а также, желательно, числа М его соперников.
Если вы начинающий игрок многостоловых турниров, используйте консервативную стратегию до тех пор, пока она не станет приносить результаты - после этого, уже имея опыт, вы сможете экспериментировать с любыми стратегиями.
Для зеленой зоны подходит простой и консервативный стиль игры. Вступайте в игру агрессивно только с очень сильными картами – пары начиная с 99, aj и выше, qk, иногда jq и kj. В онлайн-турнирах в зеленой зоне всегда оправдан колл с любыми парами для того, чтобы поймать сет, поскольку потенциальная прибыль в одном из восьми случаев (когда сет вы поймаете на флопе) с лихвой окупает все затраты. Простые коллы с парами читаемы и малоприменимы в турнирах высокого уровня с серьезными агрессивными игроками, но в интернете они работают очень и очень хорошо.
Блефовать в зелёной зоне практически не имеет смысла. Вы чувствуете себя комфортно, и ваша задача – оставаться в зеленой зоне как можно дольше. Пользуйтесь только очень выгодными ситуациями, не нужно рисковать солидной частью своего стека в блефе или со средними руками – в этом просто нет смысла, ведь торопиться некуда.
В желтой зоне разумно изменять стратегию в сторону расширения диапазона рук, с которыми можно агрессивно вступать в бой. Вы уже не можете позволить себе сбрасывать такое количество карт, как в зеленой зоне. Нужно играть более свободно и агрессивно. Имеет смысл чаще применять обманные ходы и блеф различных видов. Но старайтесь не применять блеф с большими затратами фишек, поскольку потенциальная прибыль уже несравнима с теми убытками, что вы понесёте. Также снижается выгода от «ловли» сетов и входа в игру с любыми парами, т.к. снижается потенциальная прибыль, которая в желтой зоне уже не может окупить затраты.
Блайнды 25/50, а ваш стек 1000 фишек. Ваше число М в этой ситуации равно примерно 13.3, и вы находитесь в желтой зоне. Допустим, вы решили, что с парами от 22 до 77 вы будете делать колл, и сбрасывать их в случае повышения от других игроков. Примерно в половине случаев вы будете смотреть флоп за 50 фишек, а в другой половине случаев потеряете 50 фишек. Пусть 16 раз вы потратили по 50 фишек, из них 8 раз увидели флоп, и, по теории вероятности, один из этих раз вы увидели сет. Итого, ваши суммарные затраты на то, чтобы получить один раз сет, равны 800 фишкам.
Вы получили свой сет на флопе. Банк 200 фишек. Помимо вас в игре 3 человека – два блайнда и игрок, вошедший в игру простым коллом. Предположим, что в половине случаев вы сможете удвоиться, и ваша прибыль составит около 1100 фишек. В одном из десяти случаев вы потеряете все фишки, проиграв старшему сету, флешу, стриту и т.д. А в остальных случаях заберете банк на флопе, выиграв 150 фишек. Это приблизительное распределение, которое не так близко к реальности, но показывает основную идею.
По формуле рассчитаем доходность от входа в игру коллом от пар младшего номинала в рамках приблизительной стратегии, описанной в двух предыдущих абзацах:
Итого, каждый раз, когда вы будете входить коллом, вы будете терять в среднем по 15 фишек. Потери незначительные, и можно решить, что решение околонулевое. Но покерный игрок должен обходить стороной околонулевые решения, отдавая предпочтение прибыльным решениям.
Представим ту же самую ситуацию, примем ту же самую стратегию, но фишек у вас будет не 1000, а 2000, и число М=26,7
Как видите, прибыльность теперь со знаком плюс. А если мы подкорректируем стратегию, не будем сбрасывать на любой рейз на префлопе, предположим, что соперники довольно слабые и готовы играть на все фишки с топ-парой и дро, а так же, в основном, отвечают как минимум на одну ставку на флопе, то ситуация будет выглядеть примерно так:
Учитывая, что в большинстве убыточных случаев вы теряете лишь небольшие вложения, а во многих удачных для вас случаях вы удваиваетесь и очень сильно улучшаете свое положение в турнире, эта ситуация для вас суперпозитивна.
Игра при М
|
|