Лунатик, балансирующий на крыше или карнизе с закрытыми глазами и растопыренными руками, — излюбленный объект карикатуристов. Множество мифов создано вокруг этого состояния, которое, казалось бы, парадоксальным образом сочетает признаки бодрствования и сна. Долгое время считалось, что сомнамбула (лунатик) видит сон и выполняет то, что ему снится; однако недавно проведенные исследования этого не подтвердили. Лабораторные записи показали, что снохождение возникает на фоне глубокого медленного сна (стадии 3 и 4), когда сновидения редки. Если эпизод снохождения короткий, то глубокий медленный сон сохраняется; если же длинный, то появляются ЭЭГ-признаки бодрствования или дремоты. Выраженность и длительность таких эпизодов значительно варьируют.
В самом легком случае человек только садится на кровати, бормочет несколько слов, обычно нечленораздельных, и немедленно засыпает снова. В других случаях сомнамбула встает, ходит по комнате и может даже одеться; все проделывается с каменным лицом, глаза обычно открыты. Сомнамбула все видит, так как он обходит мебель и другие препятствия. Он может давать односложные ответы на простые вопросы. Зачастую он снова укладывается спать уже совсем в другом месте, например в ванной, и утром очень удивляется, не в силах понять, как он туда попал. Существует распространенное заблуждение, что у лунатика повышенное ощущение опасности. Наоборот, несчастные случаи очень часты, и риск получить травму в этом состоянии весьма велик. Бывает, что сомнамбулы вываливаются из окон, ошибочно принимая их за двери. Зная об этом, люди, за которыми такое водится, сами принимают меры предосторожности перед сном: ставят возле кровати таз с холодной водой или привязываются веревкой к кровати — один конец вокруг талии, другой к спинке.
К сожалению, даже и такие жесткие меры не'всегда срабатывают, так как сомнамбула обходит таз с водой и даже может развязать веревку, не просыпаясь, бнохождение чаще встречается среди детей; можно даже вызвать такой приступ, если во время глубокого медленного сна осторожно поднять ребенка и поставить его на ноги. Причина сно-хождения неизвестна, но так как эта форма нарушения сна встречается в определенных семьях, то наследственная предрасположенность весьма вероятна. Обычно приступы снохожде.ния проходят сами по себе, когда ребенок вырастает.
В определенном смысле можно сказать, что снохождение противоположно сновидениям. Когда мы видим сны, то погружаемся в яркий и насыщенный красками мир, в котором происходят всякие фантастические события, однако в это время, за исключением коротких мышечных подергиваний и быстрых движений глаз, никаких движений быть не может, так как тонус мышц полностью исчезает.
Сомнамбула же, наоборот, передвигается, как в бодрствовании, но при этом находится в сумеречном состоянии без сновидений, которое вообще не фиксируется в его памяти. Существование двух крайних явлений — снохождения и сновидений — показывает, что сон — это не одно состояние, а скорее целый набор различных состояний, среди которых есть и глубокое погружение во внутренний мир, и демонстрация, как бы в бодрствовании, внешней активности.